Организация развивающей предметно-пространственной среды как средство обучения и воспитания Организация развивающей предметно-пространственной среды – важный аспект, характеризующий качество дошкольного образования. Для обеспечения подлинно творческого развития ребенка необходимо единство предметно - развивающей среды и содержательного общения, взрослых с детьми. Наличие подвижных и стационарных средств и объектов деятельности в условиях нашего образовательного учреждения создают каждому ребенку возможность самостоятельного выбора деятельности и условий ее реализации. Детский сад оснащен оборудованием для детской деятельности в помещении и на участке. В группах имеется игровой материал для познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста, музыкального развития, для продуктивной и творческой деятельности, для сюжетно-ролевых игр; игрушки и оборудование для игр во время прогулок; оборудование для физического, речевого, интеллектуального развития; игры, способствующие развитию у детей психических процессов. Созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей. Развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОО, группы . Развивающая среда соответствует требованиям ФГОС ДО и особенностям образовательной программы «Радуга». Она обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Так, например, в младших группах имеются большие пирамиды, которые позволяют закреплять знания по сенсорике в процессе двигательной активности детей при ее сборе. Подставки с дорожками для прокатывания фигурок развивают у малышей первые навыки групповой работы, умения договариваться, и конечно способствуют развитию мелкой моторики. Организация развивающей среды в детском саду строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. В летнее время, когда большую часть времени дети проводят на прогулочных площадках, развивающая среда переноситься на свежий воздух, в беседки, на игровые площадки, где дети смогли бы реализовать свои потребности в развитии, самостоятельности, движении, игре в любое время года. Эффект и поддержка положительного эмоционального фона создаётся за счёт вариативного и рационального использования помещений как групповых, так и помещений ДОУ в целом. Постоянное проведение конкурсов внутри ДОУ направлено на обновление и усовершенствование развивающей среды. Создавая предметно-развивающую среду по требованиям ФГОС, мы руководствовались: 1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. 2.Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. 3.Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. 4.Элементы декора должны быть легко сменяемыми. 5.В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. 6.Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы. 7.При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. 9.Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, быть содержательнонасыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной Пространство группы организовано в виде центров развития, позволяющих ребенку самостоятельной выбирать интересующий их игровой, развивающий материал. Каждый из центров регулярно пополняется материалами и игрушками в соответствии с психолого-педагогическими задачами комплексно тематического плана организации процесса образования детей, их индивидуальными интересами и потребностями. В групповых комнатах предусмотрено пространство для самостоятельной двигательной активности детей, которое позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные, значимые для них виды деятельности, игрушки, пособия, оборудование (мячи, обручи, скакалки и т.п.). Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в соответствии с образовательными областями: По социально-коммуникативному развитию: Уголок семьи: семейные альбомы, любимые домашние игрушки, «сундучки секретов»; Природный уголок: животные, растения, обучение способам ухода; Уголок безопасности:( обучение детей безопасному поведению в разных ситуациях). Наряду с дидактическим, настольно-печатным развивающим материалом, среда обеспечена играми с правилами дорожного движения, правилами поведения в пожарной ситуации. Уголок добра: мешочки, в которые добрая фея кладет сердечки за добрые дела. По физическому развитию: Центр здоровья и спорта: оборудование для выполнения общеразвивающих упражнений и основных движений, атрибуты для подвижных и спортивных игр; наборы картинок различных видов спорта, фото знаменитых спортсменов и спортивных праздников в детском саду и дома; По познавательному развитию: Центр экспериментирования: наборы для проведения опытов с предметами живой и неживой природы; математический центр: развивавающие игры- палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, головоломки; игры Воскобовича; географический центр: модель земли – Глобус, животный и растительный мир разных стран, языки и традиции других народов; Центр краеведения: карта города, знакомство с родной улицей и улицами города, детским садом, театрами и парками родного города; Центр развития речи: книжный уголок, речевой уголок «Учимся говорить правильно», развивающие игры, наборы сюжетных и предметных картинок; Центр конструирования: конструкторы для мальчиков, образцы сумочек, украшений, одежды для девочек; По речевому развитию Центр литературный: знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4-6 книг, остальные - в шкафу), книги, рекомендованные программой, книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми, энциклопедии («умные» книжки), словари, «Толстые» книжки, альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике, космосе, наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов, Портреты художников – иллюстраторов (Е.Рачев, Н.Чарушин). Центр речевой: игрушек (дидактические, образные, наборы игрушек), предметные картинки и открытки по основным лексическим темам («Грибы», «Лекарственные растения» «Друзья детей», «Кто это?», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Зверюшки-музыканты», «Звери наших лесов», «Зима на носу», «В мире животных», «Животные Севера», «Птицы вокруг нас», «Птичьи следы» и др.), различного типа лото («Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото», «Веселое лото», «Лото на 4-х языках», «Звуковое лото» и др.), альбом О. С. Соловьёвой (“Говори правильно”), картины для упражнения детей в правильном звукопроизношении. По художественно-эстетическому развитию: Центр театрализованной деятельности: различные виды театров; центр художественно – изобразительной деятельности: средства изобразительного искусства, наборы и образцы декоративного искусства, большие фланелеграфы (ковролины) с наборами цветных геометрических фигур; Центр музыки: наборы музыкальных инструментов, музыкальнодидактические игры; Полочка красоты: изделия народно-прикладного творчества Мини музей: тематические экспозиции В интерьере детского сада предусмотрены уголки для информирования педагогов и родителей по вопросам обеспечения охраны жизни и безопасности детей. Оснащение и функциональное использование помещений Вид помещения функциональное использование Групповая комната • Сенсорное развитие • Развитие речи • Ознакомление с окружающим миром • Ознакомление с художественной литературой и художественно – прикладным творчеством • Развитие элементарных математических представлений • Обучение грамоте • Развитие элементарных историко – географических представлений Групповые комнаты • Сюжетно – ролевые игры • Самообслуживание • Трудовая деятельность • Самостоятельная творческая оснащение • Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения • Дидактические материалы по сенсорике, математике, развитию речи, обучению грамоте • Глобус «вода – суша», глобус «материки» • Географический глобус • Географическая карта мира • Карта России, карта Москвы • Глобус звездного неба • Муляжи овощей и фруктов • Календарь погоды • Плакаты и наборы дидактических наглядных материалов с изображением животных, птиц, насекомых, обитателей морей, рептилий • Магнитофон, аудиозаписи • Детская мебель для практической деятельности • Детская мебель для практической деятельности • Книжный уголок • Уголок для изобразительной детской деятельности • Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно – деятельность • Ознакомление с природой, труд в природе • Игровая деятельность Спальное помещение • Дневной сон • Гимнастика после сна Раздевальная комната • Информационно – просветительская работа с родителями Методический кабинет • Осуществление методической помощи педагогам • Организация консультаций, семинаров, педагогических советов Музыкальный и физкультурный зал • Занятия по музыкальному воспитанию • Индивидуальные занятия • Тематические досуги • Развлечения ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Библиотека» • Природный уголок • Конструкторы различных видов • Головоломки, мозаики, пазлы, настольные игры, лото. • Развивающие игры по математике, логике • Различные виды театров • Физкультурное оборудование для гимнастики после сна: ребристая дорожка, массажные коврики и мячи, резиновые кольца и кубики • Спальная мебель • Информационный уголок • Выставки детского творчества • Наглядно – информационный материал • Библиотека педагогической и методической литературы • Библиотека периодических изданий • Пособия для занятий • Опыт работы педагогов • Материалы консультаций, семинаров, семинаров – практикумов • Демонстрационный, раздаточный материал для занятий с детьми • Иллюстративный материал • Изделия народных промыслов: Дымково, Городец, Гжель, Хохлома, Жостово, матрешки, богородские игрушки • Скульптуры малых форм (глина, дерево) • Игрушки, муляжи • Музыкальный центр • Магнитофон • Пианино • Детские и хохломские стулья • Шкаф для используемых пособий, игрушек, атрибутов и прочего материала • Спортивное оборудование для прыжков, • Театральные представления • Праздники и утренники • Занятия по хореографии • Физкультурные занятия • Спортивные досуги • Развлечения, праздники • Консультативная работа с родителями и воспитателями • Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей кабинет музыкального руководителя метания, лазания • Шведская стенка • Скамейки • Маски-шапочки • Разнообразные музыкальные инструменты для детей • Подборка аудио кассет, CD дисков с музыкальными произведениями • Различные виды театров • Ширма для кукольного театра • Детские взрослые костюмы • Библиотека методической литературы, сборники нот • Шкаф для используемых пособий, игрушек, атрибутов и прочего материала Оборудование помещений соответствует СаНПиН. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки – обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.