развивающая среда

Организация развивающей предметно-пространственной среды как
средство обучения и воспитания
Организация развивающей предметно-пространственной среды –
важный аспект, характеризующий качество дошкольного образования. Для
обеспечения подлинно творческого развития ребенка необходимо единство
предметно - развивающей среды и содержательного общения, взрослых с
детьми. Наличие подвижных и стационарных средств и объектов
деятельности в условиях нашего образовательного учреждения создают
каждому ребенку возможность самостоятельного выбора деятельности и
условий ее реализации.
Детский сад оснащен оборудованием для детской деятельности в
помещении и на участке. В группах имеется игровой материал для
познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста,
музыкального развития, для продуктивной и творческой деятельности, для
сюжетно-ролевых игр; игрушки и оборудование для игр во время прогулок;
оборудование для физического, речевого, интеллектуального развития; игры,
способствующие развитию у детей психических процессов. Созданы условия
для совместной и индивидуальной активности детей.
Развивающая
среда
обеспечивает
максимальную
реализацию
образовательного потенциала пространства ДОО, группы .
Развивающая среда соответствует требованиям ФГОС ДО и
особенностям образовательной программы «Радуга». Она обеспечивает
возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых,
двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Так,
например, в младших группах имеются большие пирамиды, которые
позволяют закреплять знания по сенсорике в процессе двигательной
активности детей при ее сборе. Подставки с дорожками для прокатывания
фигурок развивают у малышей первые навыки групповой работы, умения
договариваться, и конечно способствуют развитию мелкой моторики.
Организация развивающей среды в детском саду строится таким
образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать
индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов,
уровня активности, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно
заниматься любимым делом.
В летнее время, когда большую часть времени дети проводят на
прогулочных площадках, развивающая среда переноситься на свежий воздух,
в беседки, на игровые площадки, где дети смогли бы реализовать свои
потребности в развитии, самостоятельности, движении, игре в любое время
года.
Эффект и поддержка положительного эмоционального фона создаётся за
счёт вариативного и рационального использования помещений как
групповых, так и помещений ДОУ в целом.
Постоянное проведение конкурсов внутри ДОУ направлено на
обновление и усовершенствование развивающей среды.

Создавая предметно-развивающую среду по требованиям ФГОС, мы
руководствовались:
1.Среда
должна
выполнять
образовательную,
развивающую,
воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную
функции. Но самое главное – она должна работать на развитие
самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2.Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда
должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3.Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст
детей.
4.Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5.В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской
экспериментальной деятельности.
6.Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо
учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья,
психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и
речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.
7.При создании развивающего пространства в групповом помещении
необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9.Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости
от возрастных особенностей детей, периода обучения, быть содержательнонасыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной,
доступной
Пространство группы организовано в виде центров развития,
позволяющих ребенку самостоятельной выбирать интересующий их игровой,
развивающий материал. Каждый из центров регулярно пополняется
материалами и игрушками в соответствии с психолого-педагогическими
задачами комплексно тематического плана организации процесса
образования детей, их индивидуальными интересами и потребностями.
В
групповых
комнатах
предусмотрено
пространство
для
самостоятельной двигательной активности детей, которое позволяет
дошкольникам выбирать для себя интересные, значимые для них виды
деятельности, игрушки, пособия, оборудование (мячи, обручи, скакалки и
т.п.).
Организация развивающей предметно-пространственной
образовательной среды в соответствии с образовательными областями:
По социально-коммуникативному развитию:
Уголок семьи: семейные альбомы, любимые домашние игрушки,
«сундучки секретов»;
Природный уголок: животные, растения, обучение способам ухода;
Уголок безопасности:( обучение детей безопасному поведению в разных
ситуациях). Наряду с дидактическим, настольно-печатным развивающим
материалом, среда обеспечена играми с правилами дорожного движения,

правилами поведения в пожарной ситуации.
Уголок добра: мешочки, в которые добрая фея кладет сердечки за добрые
дела.
По физическому развитию:
Центр здоровья
и спорта: оборудование для выполнения
общеразвивающих упражнений и основных движений, атрибуты для
подвижных и спортивных игр;
наборы картинок различных видов спорта, фото знаменитых спортсменов
и спортивных праздников в детском саду и дома;
По познавательному развитию:
Центр экспериментирования: наборы для проведения опытов с
предметами живой и неживой природы;
математический центр: развивавающие игры- палочки Кюизенера, блоки
Дьенеша, головоломки; игры Воскобовича;
географический центр: модель земли – Глобус, животный и растительный
мир разных стран, языки и традиции других народов;
Центр краеведения: карта города, знакомство с родной улицей и
улицами города, детским садом, театрами и парками родного города;
Центр развития речи: книжный уголок, речевой уголок «Учимся
говорить правильно», развивающие игры, наборы сюжетных и предметных
картинок;
Центр конструирования: конструкторы для мальчиков, образцы
сумочек, украшений, одежды для девочек;
По речевому развитию
Центр
литературный: знакомые сказки, рассказы о природе,
животных и т.п. (4-6 книг, остальные - в шкафу), книги, рекомендованные
программой, книги – самоделки, состоящие из рассказов детей,
записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми, энциклопедии
(«умные» книжки), словари, «Толстые» книжки, альбомы или иллюстрации
дополняются о Родине, о технике, космосе, наборы открыток, связанных по
содержанию с тематикой сказок, литературных произведений,
мультфильмов, Портреты художников – иллюстраторов (Е.Рачев,
Н.Чарушин).
Центр речевой: игрушек (дидактические, образные, наборы игрушек),
предметные картинки и открытки
по основным лексическим
темам («Грибы», «Лекарственные растения» «Друзья детей», «Кто это?»,
«Домашние птицы», «Дикие животные», «Зверюшки-музыканты», «Звери
наших лесов», «Зима на носу», «В мире животных», «Животные Севера»,
«Птицы вокруг нас», «Птичьи следы» и др.), различного типа
лото («Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Ботаническое
лото», «Зоологическое лото», «Веселое лото», «Лото на 4-х языках»,
«Звуковое лото» и др.), альбом О. С. Соловьёвой (“Говори правильно”),
картины для упражнения детей в правильном звукопроизношении.

По художественно-эстетическому развитию:
Центр театрализованной деятельности: различные виды театров;
центр художественно – изобразительной деятельности: средства
изобразительного искусства,
наборы и образцы декоративного искусства, большие фланелеграфы
(ковролины) с наборами цветных геометрических фигур;
Центр музыки: наборы музыкальных инструментов, музыкальнодидактические игры;
Полочка красоты: изделия народно-прикладного творчества
Мини музей: тематические экспозиции
В интерьере детского сада предусмотрены уголки для информирования
педагогов и родителей по вопросам обеспечения охраны жизни и
безопасности детей.
Оснащение и функциональное использование помещений
Вид помещения
функциональное
использование
Групповая комната
• Сенсорное развитие
• Развитие речи
• Ознакомление с
окружающим миром
• Ознакомление с
художественной литературой
и художественно –
прикладным творчеством
• Развитие элементарных
математических
представлений
• Обучение грамоте
• Развитие элементарных
историко – географических
представлений

Групповые комнаты
• Сюжетно – ролевые игры
• Самообслуживание
• Трудовая деятельность
• Самостоятельная творческая

оснащение
• Дидактические игры на развитие
психических функций – мышления,
внимания, памяти, воображения
• Дидактические материалы по сенсорике,
математике, развитию речи, обучению
грамоте
• Глобус «вода – суша», глобус «материки»
• Географический глобус
• Географическая карта мира
• Карта России, карта Москвы
• Глобус звездного неба
• Муляжи овощей и фруктов
• Календарь погоды
• Плакаты и наборы дидактических
наглядных материалов с изображением
животных, птиц, насекомых, обитателей
морей, рептилий
• Магнитофон, аудиозаписи
• Детская мебель для практической
деятельности
• Детская
мебель
для
практической
деятельности
• Книжный уголок
• Уголок для изобразительной детской
деятельности
• Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно –

деятельность
• Ознакомление с природой,
труд в природе
• Игровая деятельность

Спальное помещение
• Дневной сон
• Гимнастика после сна
Раздевальная комната
• Информационно –
просветительская работа с
родителями
Методический кабинет
• Осуществление
методической помощи
педагогам
• Организация консультаций,
семинаров, педагогических
советов

Музыкальный и
физкультурный зал
• Занятия по музыкальному
воспитанию
• Индивидуальные занятия
• Тематические досуги
• Развлечения

ролевых
игр:
«Семья»,
«Магазин»,
«Парикмахерская», «Больница», «Школа»,
«Библиотека»
• Природный уголок
• Конструкторы различных видов
• Головоломки, мозаики, пазлы, настольные
игры, лото.
• Развивающие игры по математике, логике
• Различные виды театров
• Физкультурное
оборудование
для
гимнастики после сна: ребристая дорожка,
массажные коврики и мячи, резиновые
кольца и кубики
• Спальная мебель

• Информационный уголок
• Выставки детского творчества
• Наглядно – информационный материал
• Библиотека педагогической и методической
литературы
• Библиотека периодических изданий
• Пособия для занятий
• Опыт работы педагогов
• Материалы консультаций, семинаров,
семинаров – практикумов
• Демонстрационный, раздаточный материал
для занятий с детьми
• Иллюстративный материал
• Изделия народных промыслов: Дымково,
Городец, Гжель, Хохлома, Жостово,
матрешки, богородские игрушки
• Скульптуры малых форм (глина, дерево)
• Игрушки, муляжи
• Музыкальный центр
• Магнитофон
• Пианино
• Детские и хохломские стулья
• Шкаф для используемых пособий, игрушек,
атрибутов и прочего материала
• Спортивное оборудование для прыжков,

• Театральные представления
• Праздники и утренники
• Занятия по хореографии
• Физкультурные занятия
• Спортивные досуги
• Развлечения, праздники
• Консультативная работа с
родителями и воспитателями
• Родительские собрания и
прочие мероприятия для
родителей
кабинет музыкального
руководителя

метания, лазания
• Шведская стенка
• Скамейки
• Маски-шапочки

• Разнообразные музыкальные инструменты
для детей
• Подборка аудио кассет, CD дисков с
музыкальными произведениями
• Различные виды театров
• Ширма для кукольного театра
• Детские взрослые костюмы
• Библиотека
методической
литературы,
сборники нот
• Шкаф для используемых пособий, игрушек,
атрибутов и прочего материала

Оборудование
помещений
соответствует
СаНПиН.
Мебель
соответствует росту и возрасту детей, игрушки – обеспечивают
максимальный для данного возраста развивающий эффект.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.